i_kuklev (i_kuklev) wrote in medprivat_ru,
i_kuklev
i_kuklev
medprivat_ru

Categories:

Частная медицина в России: положение, проблемы и пути решения.

 Попытки частной медицины включиться в российскую систему здравоохранения наталкиваются на нежелание государства допускать «чужаков» к бюджетным и страховым средствам и неумение создать условия для притока инвестиций

            В мире существует немало моделей систем здравоохранения, различающихся как по способам организации предоставления населению медицинской помощи, так и по уровню эффективности. Полтора десятка лет назад в качестве образца для реформирования хронически нездорового российского здравоохранения была выбрана одна из распространенных моделей, применяемая во многих европейских странах. Схематически ее можно описать как страховую медицину с сохранением частичного бюджетного финансирования, направляемого в первую очередь на проведение профилактических мероприятий и лечение социально значимых заболеваний. Остальные услуги населению в рамках страховой медицины предоставляются лечебными учреждениями всех форм собственности – государственными, муниципальными, ведомственными и частными. По идее все они должны быть равны.

           На деле пока получается иначе. Игнорировать быстрорастущую частную медицину все труднее. Объем рынка коммерческой медицины в России за период с 2000 по 2008 гг. вырос с 85 до 458 млрд. руб. Такие данные были представлены компанией BusinesStat по результатам очередного анализа рынка медицинских услуг в России, проведенного в июле 2008 года.

            Аналитики предполагают, что к 2010 г. объем коммерческих платежей в российской медицине достигнет 585 млрд. руб. Таким образом, по данным исследования BusinesStat, семикратный рост объема платежей к 2010 г. завершит стадию формирования рынка, и объем коммерческой медицины в России стабилизируется. Специалисты компании полагают, что сейчас резкий рост рынка в большей степени связан с изменением цен, чем с увеличением числа пациентов. Рост цен подстегивается инфляцией, в то время как численность потенциальных пациентов ограничена демографическим спадом, который имеет место в России в настоящее время. По прогнозу Росстата, к 2010 г. население страны сократится до 139,3 млн. человек.

            Коммерческая медицина включает три сектора: кассовые платежи медицинским учреждениям, добровольное медицинское страхование (ДМС) и теневые платежи врачам. Теневыми считаются платежи, полученные врачами от пациентов лично на руки. Теневые платежи совершаются преимущественно в государственных медучреждениях.

            По данным исследования BusinesStat, наиболее высокие темпы роста демонстрирует сектор ДМС. Объем добровольного медицинского страхования в России за период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 11 до 68 млрд. руб. В2010 г. объем сектора ДМС достигнет 90 млрд. руб.

            Второе место по темпам роста занимают кассовые платежи клиникам. Объем кассовых платежей за период с 2000 по 2008 гг. вырос с 48 до 283 млрд. рублей. В 2010 г. объем сектора кассовых платежей составит 366 млрд. руб.

            Теневой сектор рынка медицинских услуг в период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 25 до 107 млрд. руб. Аналитики предполагают, что рост теневого сектора продолжится, и в 2010 г. он достигнет 129 млрд. руб.

            Но «большой брат» практически не замечает частных клиник, зачастую даже забывая включить негосударственные лечебные учреждения в статистические отчеты, не говоря о государственных целевых программах. Как указывается в обзоре, подготовленном специалистами из «РОСНО-МС», только 183 из 30 тыс. действующих в России частных клиник участвовали в прошлом году в выполнении государственного заказа.

            При этом государственное финансирование системы здравоохранения в России за последние восемь лет увеличилось практически в пять раз – с 205 млрд. до 1 трлн. руб. В нынешней структуре бюджета российского здравоохранения налоговые отчисления работодателей составляют 300 млрд. руб., а 700 млрд. руб. перечисляют региональные и федеральные органы власти. Финансирование здравоохранения растет параллельно общему увеличению государственного бюджета. Значительную роль в росте госрасходов играет нацпроект «Здоровье», благодаря которому госрасходы на медицину в 2005-2006 гг. удвоились.

            В связи с этим разумным кажется, желание коммерческой медицины более тесно интегрироваться в систему здравоохранения. Первой и наиболее логичный путь это сотрудничество в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Но  коммерческих  ЛУ, включенных в систему ОМС, крайне мало (например, в Петербурге это всего 31 из почти тысячи частных клиник).

            Причина медленного взаимопроникновения кроется в первую очередь в несправедливом тарифе ОМС на медицинские услуги: в него не включены затраты на содержание и ремонт зданий, на обслуживание и замену оборудования, которые возмещаются государственным и муниципальным ЛУ напрямую из соответствующего бюджета. «За 18 лет существования страховой медицины в России никто не удосужился посчитать реальную стоимость медицинских услуг. Тарифы ОМС являются не реальной оценкой себестоимости, а вымыслом, причем вымыслом с занижением суммы затрат, что не дает частным клиникам включаться в систему ОМС», – констатирует начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев.

            Коммерческие ЛУ без проблем входят в систему ОМС лишь в том случае, если у муниципальных клиник недостает мощностей для обеспечения населения медпомощью в полном объеме. После того как губернатор Валентина Матвиенко распорядилась сократить очередь пенсионеров на зубопротезирование за счет городского бюджета, пришлось привлечь два десятка частных стоматологических клиник. Все участники городской программы решили также присоединиться к системе ОМС, в рамках которой оплачивается лечение зубов. Интересы совпали: государственные мощности оказались не в состоянии «переварить» горзаказ, а частные стоматологии в условиях самого конкурентного из медицинских рынков были рады работать на грани рентабельности.

            Интеграция в систему ОМС не единственная возможность включения в общероссийскую систему здравоохранения. Выполнение государственных заказов  гораздо более интересна частной медицине, так как в данном формате сотрудничества на медицинские услуги может быть установлена справедливая цена. Многие клиники охотно участвовали бы в тендерах и конкурсах на размещение госзаказа. Проблема в том, что конкурсы и тендеры по медицинской тематике проводятся крайне редко. В федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» присутствует некая «лазейка», позволяющая государству избегать конкуренции за бюджетные средства. Деньги направляются напрямую подведомственным ЛУ и рассматриваются как сметное финансирование. Исключение, как и в случае в ОМС, делается, когда государственная медицина не справляется с объемом работ.

            Основной аргумент, которым пользуются противники включения частных ЛУ в единую систему здравоохранения, звучит следующим образом. Коммерческие клиники не желают работать по установленным тарифам, а потому, включив их в ОМС и госзаказы, пришлось бы либо повышать расценки (а значит – и траты из бюджетов), либо предлагать пациентам самостоятельно доплачивать за удовольствие лечиться в комфортных условиях (что ставит их в неравные условия и нарушает конституционное право на гарантированную медицинскую помощь).

            Аргумент вроде бы убедительный – от благих пожеланий сделать, как в Европе, в бюджете денег не прибавится. Но довод перестает действовать в тех случаях, когда частные клиники высказывают готовность работать по тарифам ОМС и ценам госзаказов. Особенно если коммерческие ЛУ гарантируют более эффективное расходование государственных средств и даже, как ни удивительно, готовы выставить более низкую цену. Пример тому частные клиники, занимающиеся экстракорпоральным оплодотворением, а также клиники занимающиеся ангиопластикой. Последний пример особенно яркий, так как на выполнение этих медицинских манипуляций ежегодно выделяются квоты в рамках федеральной и городской программ оказания высокотехнологичной помощи. На стентирование коронарных артерий из федерального бюджета возмещается 214 тыс. рублей. Однако цена в частной клинике «КардиоКлиники» составляет всего 124 тыс. рублей. Возможно, такая разница в ценах объясняется не достаточной квалифицированностью менеджмента в государственных учреждениях разного уровня.

            Проблема качественного менеджмента не теряет своей актуальности и в частной медицине. Не один другой вид предпринимательской деятельности так глубоко не вплетает в один неразделимый клубок профессиональные (т.е. медицинские), психологические, этические принципы и принципы менеджмента, рождая новый специфический вид управления, который «окрестили» как «медицинский менеджмент». Существуют несколько сложившихся в нашей практике моделей руководства. В первой, всем руководит генеральный директор, не имеющий медицинского образования и в его подчинении находится главный врач, отвечающий за всю медицину. На мой взгляд, это не самая лучшая ситуация, т.к. лицо, ответственное за все предприятие, не в полной мере знает всю специфику того бизнеса, которым руководит, что увеличивает риск принятия неверных решений, попадание под влияние и зависимость своего медицинского окружения и главного врача, фактически курирующего основную деятельность и определяющего спектр оказываемых услуг. Возможно, по этому все больше врачей приобретают дополнительное профессиональное образование в области менеджмента, получают степень МBA, что позволяет системно видеть предприятие. Но, объективно оценивая рынок труда, можно с сожалением сказать, что менеджеров, которые могут успешно руководить клиникой 21 века и понимающих особенности менеджмента в здравоохранении – единицы. У нас нет серьезной и профессиональной школы специализирующейся в этой сфере, а краткосрочные курсы по медицинскому менеджменту могут только обозначить направления для самостоятельного и глубокого изучения предмета. У руководителя клиники существует еще одна сложная задача - взаимодействие с акционерами инвесторами, которые вложили деньги для получения прибыли, и подчас их не интересует, как она получается. Поэтому столь важна роль менеджмента, который несет ответственность не только перед акционерами, но и перед своими пациентами. Многие пациенты, побывав в хорошо оснащенных, отремонтированных, отрекламированных клиниках убедились, что там нет соблюдения прав пациентов, нет качественных медицинских услуг, нет уверенности, что тебе назначат только нужные тебе исследования, а за красивыми стенами скрывается обычный «совок». В целом вопрос оценки качества работы медицинского предприятия сложен. Крайне важно выбрать правильные критерии эффективной работы и оценку качества оказываемой медицинской помощи. Создать систему контроля качества и мотивации персонала в клинике сложно не столько в силу организационных моментов, сколько в силу специфики медицинской деятельности. Внедрение во всем мире принципов доказательной медицины, стандартов позволяет более объективно оценивать работу врачей в части оказания медицинских услуг. Существующие стандарты диагностики и лечения позволяют выбирать оптимальный с точки зрения результата и финансовых затрат метод.

            Все эти проблемы нуждаются в квалифицированных решениях. Это изменение законодательства - обеспечение равного доступа государственных и частых медицинских учреждений к выполнению государственного заказа. Возврат льготных арендных ставок за городские помещения для медицинских клиник. Ввести льготы по налогообложению и кредитованию, в том числе и на приобретение недвижимости, и диагностической аппаратуры.  

            Подводя итоги, хочется отметить и положительные тренды в сложившейся ситуации. В частности клиника «Скандинавия» выиграла судебный процесс против Пенсионного Фонда о праве на досрочную пенсию для определенных категорий работников, работающих в частной клинике. Губернатор Санкт-Петербурга  В.В.Матвиенко указала Комитету по здравоохранению на необходимость создания рабочей группы для развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и выработке предложений нормативно-правового и практического характера. Федеральная антимонопольная служба вдохновляет тем, что адекватно видит  проблемы и намерено серьёзно заняться нарушениями антимонопольного законодательства в сфере здравоохранения. Эти факторы, а также оценки аналитиков об объёме и темпах развития рынка говорит о хороших перспективах частной медицины.

 

Tags: ДМС, ОМС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment